Экстремизм в подростково-молодежной среде: профилактика и противодействие

Всё чаще в последнее время в новостных программах радио и телевидения, на страницах газет и журналов, в интернете мы встречаем слово «экстремизм». Чаще всего оно употребляется в паре со словом «терроризм» и в сознании людей эти слова стали почти синонимами.

Российское государство, как и все мировое сообщество, на протяжении многих лет вырабатывает меры противодействия экстремистской и террористической деятельности, так как на сегодняшний день она является одной из главных угроз всему человечеству. К самым распространенным проявлениям экстремизма относятся:

  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

-публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Самая восприимчивая к воздействию идеологии экстремизма и террора категория граждан — подростки и учащаяся молодежь. Юношеский возраст всегда был самой благодатной почвой для культивирования разного рода крайностей. Он сам по себе экстремальное состояние организма: интенсивная выработка гормонов влияет не только на рост и развитие тела, но и на психоэмоциональное состояние подростка. То, что с ним происходит, нормально с точки зрения природы. Он стремится получить статус взрослого, отказываясь принимать жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется учиться на собственных ошибках, чтобы получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт. Стремление обозначить, утвердить, а потом и расширить границы собственных возможностей, границы дозволенного, общепринятого делает экстремистом по определению практически любого молодого человека в возрастной категории, условно, от 13 до 21 года, а фактически и позже.

Подростков отличает острота восприятия и критичность по отношению к окружающей действительности. А современное общество, неспособное оградить своих юных граждан от ненависти, нетерпимости, насилия, провоцирует их на ответную озлобленность, нетерпимость, протест и агрессию. Поэтому именно в молодежной среде легко приживаются радикальные взгляды и убеждения, что делает ее удобной мишенью для экстремистских организаций, использующих молодежь в своих интересах.

Экстремизм в молодежной среде можно рассматривать как неадекватные попытки некоторой части молодежи разрешить социально-политические противоречия в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений. Пренебрежение к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, нетерпимость к согражданам, принадлежащим к другим гендерным, социальным и политическим группам, этносам, вероисповеданиям, модным направлениям и т.д. — вот основные формы выражения молодежного экстремизма.

Нереально «перевоспитать» подростков с экстремистскими взглядами, пытаясь усовестить или при помощи идейной дискуссии. Их взгляды, как правило, нелогичны, а иногда каких-либо определенных взглядов и вовсе нет. Зато публичное рассмотрение проблемы может укрепить уверенность юных нигилистов в том, что они идут правильным путем, раз привлекают столь пристальное внимание.

Информирование старшеклассников и студентов о том, какие действия квалифицируются как экстремистские и какое наказание за них предусмотрено законом, к сожалению, также малоэффективно, так как страх наказания редко останавливает человека, особенно если он считает себя правым.

Необходимость юридических и силовых методов противодействия экстремистской деятельности очевидна, но они не могут заменить профилактические. Поэтому приоритетом в борьбе с молодежным экстремизмом в первую очередь должно стать устранение причин и условий, способствующих девиантному поведению.

Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности среди молодежи — актуальнейшая проблема, требующая пристального внимания не только правоохранительных органов, но и педагогов, и психологов, и общественных организаций, поскольку это кропотливая социальная работа, тесно связанная с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни в природной и социальной среде, с проблемами воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

Существует не так много психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма.

Первый, и самый популярный, основан на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей. Они не просто пугают подростков негативной информацией, а приводят факты о трудных жизненных ситуациях и мотивах членов данных организаций. Молодые люди должны знать основные положения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности.

Следующий подход основан на аффективном обучении. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). Подростки, не умеющие открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованны в проявлении чувств, не имеют авторитета у сверстников и не принимаются ими в группы, поэтому ради признания готовы на все, даже на преступления. Задача педагогических работников в реализации данного подхода — обучение молодых людей управлению своими эмоциями.

Тесно связан с предыдущим подход, основанный на понимании роли социума в развитии человеческой личности. Влияние семьи и сверстников является важнейшим фактором, способствующим или препятствующим зарождению экстремистских идей, так как социальная среда — источник обратной связи, поощрений и наказаний. Данный подход предполагает специальные программы и тренинги, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды. Работа ведется в двух направлениях: с родителями подростков и с самими подростками — молодежными лидерами, желающими пройти определенное обучение устойчивости к социальному давлению, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

Чрезвычайно важен подход, основанный на формировании жизненных навыков подростков, оказании им помощи в достижении возрастных и личных целей. Непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие — основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля. Разрабатываются программы формирования жизненных навыков, которые необходимы для дальнейшей самореализации человека в обществе. Умение ориентироваться во взаимоотношениях, выстраивать свое поведение в различных ситуациях повышает уверенность подростков в себе и, как следствие, уменьшает агрессию, делает их устойчивее к различным отрицательным социальным влияниям.

Проанализировав все перечисленные стратегии, нетрудно заметить, что вектор профилактической работы направлен на укрепление внутренних позиций формирующейся личности, способных стать надежным барьером на пути проникновения в сознание идеологии экстремизма и терроризма. Только воспитательные меры могут дать наилучшие результаты, и к их реализации необходимо привлечь все возможные ресурсы: семью, образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, спортивные секции, молодежные организации и т.д.

Становление личности, ее социализация начинаются в семье, здесь закладывается мышление и приобретаются навыки взаимодействия. К сожалению, далеко не все первые уроки, которые родители дают своим детям, самые лучшие. А усваиваются они очень прочно. Влиять на семейное воспитание крайне сложно. Однако работа с семьей необходима самим родителям прежде всего.

Образовательная система, безусловно, несет ответственность за воспитание толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Работа педагогов по воспитанию толерантности должна включать профилактику бытовой ксенофобии, нетерпимости к дискриминации и иные элементы, непосредственно ориентирующие воспитуемого на выбор правомерного, социально одобряемого варианта удовлетворения своих личных интересов и потребностей.

Признавая реальность современных угроз экстремистского характера, следует отметить, что во многих подобных случаях имела место избыточно широкая, а иногда и ошибочная интерпретация норм права. Чем более широкое толкование дается понятию «экстремизм», тем большее число людей оказывается экстремистами.

Совершенствование законодательства также является эффективной мерой профилактики экстремизма, так как укрепляет доверие молодежи к закону и в целом к государству, в котором ей жить.

12:25
85